Притчи, сказки, афоризмы
|
|
ЁлКа | Дата: Воскресенье, 26 Окт 2014, 23:11 | Сообщение # 76 |
Группа: Очники
Сообщений: 456
Статус: отсутствует
| Относительность добра и зла
-Я уже умер?-спросил человек. -Угу,— кивнул Демиург, не отрываясь от изучения толстой внушительной книги.— Умер. Безусловно. Человек неуверенно переступил с ноги на ногу. -И что теперь? Демиург бросил на него быстрый взгляд и снова уткнулся в книгу. -Теперь тебе туда,— он не глядя указал пальцем на неприметную дверь.— Или туда,— его палец развернулся в сторону другой, точно такой же, двери. -А что там?— поинтересовался человек. -Ад,— ответил Демиург.— Или рай. По обстоятельствам. Человек постоял в нерешительности, переводя взгляд с одной двери на другую. -А-а… а мне в какую? -А ты сам не знаешь?— слегка приподнял бровь. -Ну-у,— замялся человек.— Мало ли. Куда там мне положено, по моим деяниям… -Хм!— Демиург заложил книгу пальцем и наконец-то посмотрел прямо на человека.— По деяниям, значит? -Ну да, а как же ещё? -Ну хорошо, хорошо,— Демиург раскрыл книгу поближе к началу и стал читать вслух.— Тут написано, что в возрасте двенадцати лет ты перевёл старушку через дорогу. Было такое? -Было,— кивнул человек. -Это добрый поступок или дурной? -Добрый, конечно! -Сейчас посмотрим…— Демиург перевернул страницу,— через пять минут эту старушку на другой улице переехал трамвай. Если бы ты не помог ей, они бы разминулись, и старушка жила бы еще лет десять. Ну, как? Человек ошарашенно заморгал. -Или вот,— Демиург раскрыл книгу в другом месте.— В возрасте двадцати трёх лет ты с группой товарищей участвовал в зверском избиении другой группы товарищей. -Они первые полезли!— вскинул голову человек. -У меня здесь написано иначе,— возразил.— И, кстати, состояние алкогольного опьянения не является смягчающим фактором. В общем, ты ни за что ни про что сломал семнадцатилетнему подростку два пальца и нос. Это хорошо или плохо? Человек промолчал. -После этого парень уже не мог играть на скрипке, а ведь подавал большие надежды. Ты ему загубил карьеру. -Я нечаянно,— пробубнил человек. -Само собой,— кивнул Демиург.— К слову сказать, мальчик с детства ненавидел эту скрипку. После вашей встречи он решил заняться боксом, чтобы уметь постоять за себя, и со временем стал чемпионом мира. Продолжим? Демиург перевернул еще несколько страниц. -Изнасилование — хорошо или плохо? -Но я же… -Этот ребёнок стал замечательным врачом и спас сотни жизней. Хорошо или плохо? -Ну, наверное… -Среди этих жизней была и принадлежащая маньяку-убийце. Плохо или хорошо? -Но ведь… -А маньяк-убийца вскоре зарежет беременную женщину, которая могла бы стать матерью великого учёного! Хорошо? Плохо? -Но… -Этот великий учёный, если бы ему дали родиться, должен был изобрести бомбу, способную выжечь половину континента. Плохо? Или хорошо? -Но я же не мог всего этого знать!— выкрикнул человек. -Само собой,— согласился.— Или вот, например, на странице 246 — ты наступил на бабочку! -А из этого-то что вышло?! Демиург молча развернул книгу к человеку и показал пальцем. Человек прочел, и волосы зашевелились у него на голове. -Какой кошмар,— прошептал он. -Но если бы ты её не раздавил, случилось бы вот это,— Бог показал пальцем на другой абзац. Человек глянул и судорожно сглотнул. -Выходит… я спас мир? -Да, четыре раза,— подтвердил Демиург.— Раздавив бабочку, толкнув старичка, предав товарища и украв у бабушки кошелёк. Каждый раз мир находился на грани катастрофы, но твоими стараниями выкарабкался. -А-а…— человек на секунду замялся.— А вот на грань этой самой катастрофы… его тоже я?.. -Ты, ты, не сомневайся. Дважды. Когда накормил бездомного котёнка и когда спас утопающего. У человека подкосились колени и он сел на пол. -Ничего не понимаю,— всхлипнул он.— Всё, что я совершил в своей жизни… чем я гордился и чего стыдился… всё наоборот, наизнанку, всё не то, чем кажется! -Вот поэтому было бы совершенно неправильно судить тебя по делам твоим,— наставительно произнёс Демиург.— Разве что по намерениям… но тут уж ты сам себе судья. Он захлопнул книжку и поставил её в шкаф, среди других таких же книг. -В общем, когда решишь, куда тебе, отправляйся в выбранную дверь. А у меня еще дел по горло. Человек поднял заплаканное лицо. -Но я же не знаю, за какой из них ад, а за какой рай. -А это зависит от того, что ты выберешь,— ответил Демиург. http://www.psychology-age.ru/2014/07/blog-post_6828.htmlДобавлено (26 Окт 2014, 22:11) --------------------------------------------- Мы похожи на лампочки. Когда внутри разливается блаженство, оно сродни свету и освещает всё, что нас окружает.
Дэвид Линч
|
|
| |
иринка | Дата: Вторник, 28 Окт 2014, 11:38 | Сообщение # 77 |
Группа: Очники
Сообщений: 819
Статус: отсутствует
|
|
|
| |
galys | Дата: Среда, 29 Окт 2014, 13:28 | Сообщение # 78 |
Группа: Очники
Сообщений: 693
Статус: отсутствует
|
Антрополог предложил детям из африканского племени поиграть в одну игру. Он поставил возле дерева корзину с фруктами и объявил, обратившись к детям: "Тот из вас, кто первым добежит до дерева, удостоится всех сладких фруктов".
Когда он сделал знак детям начать забег, они накрепко сцепились руками и побежали все вместе, а потом все вместе сидели и наслаждались вкусными фруктами.
Поражённый антрополог спросил у детей почему они побежали все вместе, ведь каждый из них мог насладиться фруктами лично для себя.
На что дети ответили: "Обонато". Разве возможно, чтобы один был счастлив, если все остальные грустные? "Обонато" на их языке означает: "я существую, потому что мы существуем".
Сайт "Наша Планета":http://nashaplaneta.su/blog/obonato/2014-10-29-52786#ixzz3HVqrvNsR
.
Сообщение отредактировал galys - Среда, 29 Окт 2014, 13:29 |
|
| |
Larchik | Дата: Пятница, 07 Ноя 2014, 18:23 | Сообщение # 79 |
Группа: Очники
Сообщений: 660
Статус: отсутствует
|
|
|
| |
Strelka | Дата: Воскресенье, 09 Ноя 2014, 15:49 | Сообщение # 80 |
Группа: Постоянные
Сообщений: 2371
Статус: отсутствует
| Буддийская притча В городе Саваттхи в Северной Индии у Будды был большой центр. Люди приходили туда упражняться в медитации и слушать его беседы о дхарме. Каждый вечер один молодой человек приходил и слушал. Он годами слушал Будду, но ни разу не попробовал изменить себя. Прошло несколько лет, и вот однажды вечером этот молодой человек пришёл пораньше и увидел Будду одного. Он приблизился к нему и сказал: — Господин, у меня на уме всего один вопрос, а от него — все сомнения. — Да? На пути дхармы сомнений не должно быть. Давай разберёмся, какой у тебя вопрос? — Господин, вот уже много лет я прихожу в ваш центр медитации; я заметил, что вокруг вас много отшельников, монахов и монахинь, а ещё больше — мирян и мирянок; некоторые из них также ходят годами. Я могу видеть, что кто-то из них явно достиг конечной ступени: совершенно очевидно, что они полностью освободились. Могу также видеть, что другие ощутили в своей жизни некоторую перемену: они стали лучше, чем были раньше, хотя я не стал бы утверждать, что они освободились полностью. Но, господин, я замечаю и то, что многие люди, — среди них и я тоже, — остались, как были, а то и хуже стали. Почему же так выходит, господин? Люди приходят к вам, такому великому человеку, полностью просветлённому, к такому могущественному и сострадательному. Почему же вы не пользуетесь своей силой и состраданием, чтобы освободить их всех? Улыбнувшись, Будда спросил: — А где ты живёшь, молодой человек, где ты родился? — Господин, я живу здесь, в Саваттхи, в этой столице царства Кошала. — Да, но по чертам твоего лица я вижу, что ты родился не здесь. Откуда ты родом? — Господин, я родом из города Раджагриха, столицы царства Магадха. Я переехал сюда, в Саваттхи, несколько лет назад. — И что же, ты порвал всякие связи с Раджагрихой? — Нет, господин, у меня там родственники, у меня там есть друзья; и там у меня осталось дело. — Тогда ты, несомненно, частенько наезжаешь в Раджагриху из Саваттхи? — Да, господин. Каждый год я много раз езжу в Раджагриху и возвращаюсь в Саваттхи. — Путешествуя отсюда в Раджагриху так много раз, ты, конечно, отлично знаешь дорогу? — О да, господин, я знаю её досконально. И если бы даже ослеп, то, наверное, смог бы найти путь в Раджагриху — так часто я ходил по нему. — И твои друзья, знающие тебя хорошо, конечно, должны знать, что ты родом из Раджагрихи и поселился здесь. Они, должно быть, знают, что ты часто наведываешься в Раджагриху и что ты досконально знаешь этот путь? — О да, господин! Все мои близкие знают, что я часто езжу в Раджагриху и досконально знаю путь туда. — Тогда должно было бы случиться и так, что некоторые из них приходили к тебе и просили объяснить им путь отсюда в Раджагриху. Ты умалчивал о чём-нибудь в таких случаях или подробно объяснял им путь? — А что же тут скрывать, господин? Я объясняю им как можно яснее: сначала вы идёте на восток, затем поворачиваете к Бенаресу, продолжаете идти вперёд, пока не дойдёте до Гайи, а там придёте в Раджагриху. Я объясняю им всё очень ясно, господин. — И эти люди, которым ты даёшь такие понятные пояснения, — все они приходят в Раджагриху? — Нет, конечно, господин! Только те, которые пройдут весь этот путь до конца, те и придут в Раджагриху. — Это-то я тебе и объясняю, молодой человек! Ходят ко мне и ходят, зная, что есть человек, прошедший путь отсюда до Нирваны, знающий этот путь досконально. Приходят ко мне люди и спрашивают: каков путь к Нирване, к Освобождению? Что мне скрывать? Я объясняю им этот путь ясно: вот он, этот путь. Если кто-нибудь только кивает головой и говорит: хорошо сказано, хорошо сказано, хороший путь, но я не сделаю по нему ни шагу, замечательный путь, но я не возьму на себя труд идти туда, — тогда каким образом такой человек может достичь конечной цели? Я никого на плечах к конечной цели не несу. Никто не сможет принести другого на плечах к конечной цели. Самое большое — можно сказать с любовью и состраданием: вот он, этот путь, а вот так я прошёл по нему; работайте и вы, идите и вы — и дойдёте до конечной цели. Но каждый должен идти сам, сам сделать каждый шаг на пути. Тот, кто сделал шаг по этому пути, оказывается на шаг ближе к цели. Тот, кто сделал сто шагов, оказывается ближе к цели на сто шагов. Прошедший все шаги дошёл до конечной цели. Но идти по пути вам надо самим.

Источник:http://pritchi.ru/id_800
...
|
|
| |
иринка | Дата: Понедельник, 10 Ноя 2014, 00:18 | Сообщение # 81 |
Группа: Очники
Сообщений: 819
Статус: отсутствует
|
|
|
| |
Larchik | Дата: Вторник, 11 Ноя 2014, 11:45 | Сообщение # 82 |
Группа: Очники
Сообщений: 660
Статус: отсутствует
| Работа и заработок сегодня воспринимаются слишком серьёзно. Думаю, практически никто уже не может сказать: «Знаете, я сейчас посередине отличной книги, так что давайте перенесем встречу на завтра». Вот что хреново. (Вигго Мортенсен)
Добавлено (11 Ноя 2014, 10:45) --------------------------------------------- "Раньше можно было достичь реализации бодхичитты, используя лишь одну технику. Теперь это невозможно. Это связано с тем, что ухудшилось качество учеников. В буддизме выделяется четыре вида учеников. Сейчас преобладает худший из них – так называемые "сандаловые". Слушая учение, они полны доброты и сострадания, но стоит им оказаться вдали от мастера, как они все на свете забывают." (из книги геше Джампа Тинлей "Ум и пустота")
Сообщение отредактировал Larchik - Вторник, 11 Ноя 2014, 11:46 |
|
| |
Alekca | Дата: Пятница, 21 Ноя 2014, 17:55 | Сообщение # 83 |
Группа: Заблокированные
Сообщений: 258
Статус: отсутствует
| Тот, кто продолжает движение. Китайская притча
Хинг Ши, известный китайский мудрец, путешествовал по стране и оказался в городе, где лучшие живописцы соревновались между собой за звание самого искусного художника. Многие уже были известными мастерами, они приехали сюда со всех уголков Китая, чтобы представить судьям свои работы. Это были прекрасные картины, но из них нужно было выбрать только одну – самую лучшую. Конкурс был уже почти завершен, как вдруг судьи оказались в затруднительном положении. Перед ними оставалось только две картины и им нужно было назвать победителя, выбрав из последних работ наиболее достойную. Но глядя на эти полотна, они смущенно перешептывались и растерянно смотрели друг на друга. Как ни старались они отыскать хоть какой-то изъян в лучших работах, они не видели ни одной ошибки, и поэтому исход конкурса оставался неясен. Мудрец, появившийся здесь, наблюдал за переговорами судей и догадался, в чем причина их замешательства. Он вышел из толпы зрителей и направился к ним, чтобы предложить свою помощь. Судьи узнали Хинг Ши и сразу же согласились принять ее. Тогда известный мудрец приблизился к художникам и сказал им: - Вы оба привезли сюда прекрасные картины. Признаюсь, я не вижу в них недостатков, как и ваши судьи. Поэтому я прошу каждого из вас справедливо оценить свою работу и откровенно сказать нам, в чем она недостаточно хороша. Художники долго вглядывались в свои полотна, задумавшись. Наконец, один из них сказал: - Учитель, как я ни смотрю, я не могу найти изъянов в своей картине. Она идеальна. Второй же мастер молчал. - Почему ты ничего не скажешь? – спросил Хинг Ши. – Ты тоже не находишь недостатков в своей работе? - О, нет, - смущенно произнес художник, - я их вижу, только не знаю, с какого следует начать… Хинг Ши улыбнулся: - Ты победил в этом конкурсе. Прими мои поздравления. - Но как же так? Почему? – воскликнул тогда первый. - В моей работе нет ни одной ошибки, ни вы, ни судьи их не увидели! Я и сам их не нашел! Как мог победить меня тот, кто обнаружил их в своей картине и причем так много? Великий мудрец сказал ему: - Тот мастер, который не обнаруживает изъяна в своих работах, достиг пределов своего таланта. А тот, кто замечает недостатки даже там, где другие их не могут увидеть, может еще расти и совершенствовать свое искусство. Как я мог назвать победителем того из вас, кто уже завершил свой путь, но имеет такой же уровень мастерства, что и тот, кто свой путь еще продолжает?!
|
|
| |
galys | Дата: Суббота, 22 Ноя 2014, 14:06 | Сообщение # 84 |
Группа: Очники
Сообщений: 693
Статус: отсутствует
| Очень короткая, но исключительно проницательная притча Два волка. Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь... Сайт "Наша Планета": http://nashaplaneta.su/blog/dva_volka/2014-11-22-55346#ixzz3JmL9B9nx
.
Сообщение отредактировал galys - Суббота, 22 Ноя 2014, 14:06 |
|
| |
Илай | Дата: Понедельник, 24 Ноя 2014, 10:12 | Сообщение # 85 |
Группа: Очники
Сообщений: 1672
Статус: отсутствует
| СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС Пробираясь сквозь чащу леса я внимательно смотрел на всю ту мощь, и, в то же время, тонкость того места, частью которого, я, как мне кажется, тоже теперь являюсь, а точнее являлся всегда, хотя просто не знал об этом раньше. Я не просто смотрел на деревья, как было когда-то - я мог ощутить их спокойное, сильное и уверенное желание тянуться ввысь, я мог ощутить, как сок течёт вверх по их жилам так же, как течёт кровь в моих венах, столь же чётко, как ощущаю биение своего сердца. При каждом шаге я чувствовал, как вибрация передаётся земле, и она колышется мне в ответ. Когда ветер волнует своим дуновением траву, я представлял ласковую руку любимой женщины, которая гладит меня по волосам. И самое главное – я ощущал связь: теперь я ощущал её и физически.
Я и раньше понимал, что всё живое в Мире – это одна и та же масса маленьких частичек, которая просто по-разному упорядочена, и тот воздух, который выдыхаю я, был частью меня, а после выдоха становился частью кого-то или чего-то другого, от чего проведение границы между частями мира носит довольно условный характер. Теперь я чувствовал это физически. При взмахе моих рук воздух нежно поддавался движению и двигался вслед за ними, я чувствовал его, я понимал, что он даёт жизнь всем нам и сам живёт, радуясь этому. Я ощущал его потоки, дуновения и вибрацию, передающуюся даже от лапок жука, переминающегося на месте, умывающегося на травинке у лиственницы. читать далее ... http://zakonvremeni.ru/publica....es.html
.
|
|
| |
Веснушка | Дата: Понедельник, 24 Ноя 2014, 23:29 | Сообщение # 86 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 273
Статус: отсутствует
|
|
|
| |
ЁлКа | Дата: Вторник, 25 Ноя 2014, 22:24 | Сообщение # 87 |
Группа: Очники
Сообщений: 456
Статус: отсутствует
| Притча об унынии — Много лет назад Дьявол решил похвастаться и выставил на всеобщее обозрение все инструменты своего ремесла. Он аккуратно в своей стеклянной витрине и прикрепил к ним ярлыки, чтобы все знали, что это такое и какова стоимость каждого из них. Что это была за коллекция! Здесь были и блестящий Кинжал Зависти, и Молот Гнева, и Капкан Жадности. На полочках были любовно разложены все орудия Страха, Гордыни и Ненависти. Все инструменты лежали на красивых подушечках и вызывали восхищение каждого посетителя Ада. А на самой дальней полке лежал маленький неказистый и довольно потрепанный деревянный клинышек с ярлыком «Уныние». На удивление, он стоил больше, чем все остальные инструменты вместе взятые. На вопрос, почему Дьявол так высоко ценит этот предмет, тот ответил: — Это единственный инструмент в моем арсенале, на который я могу положиться, если все остальные окажутся бессильными. — И он с нежностью погладил деревянный клинышек. — Но если мне удается вбить его в голову человека, он открывает двери для всех остальных инструментов... Он улыбнулся и добавил: — Нет ничего смертоноснее уныния... http://subscribe.ru/group....1733927
|
|
| |
galys | Дата: Вторник, 25 Ноя 2014, 22:24 | Сообщение # 88 |
Группа: Очники
Сообщений: 693
Статус: отсутствует
| 20 фраз Стругацких, которые научат мыслить шире Самые знаменитые в литературе братья — Аркадий и Борис Стругацкие — не просто фантасты, не просто писатели и даже не просто кумиры миллионов. Их книги о будущем, о мире и о человеке в нем для многих стали частью жизни, а для некоторых — и верными путеводителями. Они отвечают на вечные вопросы: как сделать правильный выбор, найти себя и не потерять в этом огромном мире.
1.83% всех дней в году начинаются одинаково: звенит будильник. 2.Целыми неделями тратишь душу на пошлую болтовню, а когда встречаешь настоящего человека — поговорить нет времени. 3.Все правильно: деньги нужны человеку для того, чтобы никогда о них не думать. 4.Просто удивительно, как быстро проходят волны восторга. Грызть себя, уязвлять себя, нудить и зудеть можно часами и сутками, а восторг приходит и тут же уходит. 5.Если во имя идеала человеку приходится делать подлости, то цена этому идеалу — дерьмо. 6.Волчица говорит своим волчатам: «Кусайте, как я», — и этого достаточно; и зайчиха учит зайчат: «Удирайте, как я», — и этого тоже достаточно; но человек-то учит детеныша: «Думай, как я», — а это уже преступление. 7.Почему не помолчать, когда все ясно без слов? 8.Лучше двадцать раз ошибиться в человеке, чем относиться с подозрением к каждому. 9.А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта. 10.Фантазия — бесценная вещь, но нельзя ей давать дорогу внутрь. Только вовне, только вовне. 11.Скептицизм и цинизм в жизни стоят дешево, потому что это много легче и скучнее, нежели удивляться и радоваться жизни. 12.Это что-то вроде демократических выборов: большинство всегда за сволочь. 13.Среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чем именно смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье — в непрерывном познании неизвестного, и смысл жизни в том же. 14.Что это такое — нужен? Это когда нельзя обойтись без. Это когда все время думаешь о. Это когда всю жизнь стремишься к. 15.Какой смысл говорить о будущем? О будущем не говорят — его делают! 16.Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят черные. 17.Не в громе космической катастрофы, не в пламени атомной войны и даже не в тисках перенаселения, а в сытой, спокойной тишине кончается история человечества. 18.Это ведь неправда, что бывают дети и бывают взрослые. Все, на самом деле, сложнее. Бывают взрослые и бывают взрослые. 19.Нет на свете ничего такого, чего нельзя было бы исправить. 20.Будь оно все проклято, ведь я ничего не могу придумать, кроме этих его слов: СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ http://earth-chronicles.ru/news/2014-12-23-74675
.
Сообщение отредактировал galys - Вторник, 23 Дек 2014, 21:12 |
|
| |
oligator | Дата: Среда, 24 Дек 2014, 03:00 | Сообщение # 89 |
Группа: Переменные
Сообщений: 458
Статус: отсутствует
| Ваше время ограничено, поэтому не тратьте его на то, что бы прожить чью-то чужую жизнь. Не попадайте в ловушку догмы, которая учит жить мыслями других людей. Не позволяйте шуму чужих мнений перебить ваш внутренний голос. И самое важное, имейте храбрость следовать своему сердцу и интуиции. Они каким–то образом уже знают то, кем вы хотите стать на самом деле. Всё остальное вторично.
Стив Джобс
.
|
|
| |
АнастасиЯ | Дата: Воскресенье, 25 Янв 2015, 23:34 | Сообщение # 90 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 2025
Статус: отсутствует
| Далай-лама: для чего нужно помнить о смерти?
Помнить о том, что мы умрем, очень полезно. Почему? Если мы не задумываемся о смерти, то будем легкомысленно относиться к духовным практикам. Мы растратим свою жизнь впустую, не анализируя, какие мысли и поступки продлевают страдание, а какие — приносят счастье.
Не задумываясь о том, что можем вскоре умереть, мы легко попадем в ловушку кажущегося постоянства, убеждая себя: «Я умру, но это будет когда-нибудь потом, не скоро». А когда приблизится смерть, даже если мы захотим сделать что-то полезное, у нас на то не окажется сил. Многие тибетцы поступают в монастырь еще совсем молодыми людьми. Они изучают тексты о духовных практиках, но когда подходит время применить эти знания на деле, выясняется, что они по какой-то причине к этому неспособны. Это происходит потому, что у них нет истинного понимания непостоянства.
Если после размышлений о духовной практике мы приходим к выводу, что нам совершенно необходимо уйти в затворничество на несколько месяцев или даже лет, то это знак того, что нами движет понимание непостоянства. Но если это решение не подкреплять периодическими размышлениями о разрушительной силе непостоянства, то практика постепенно утрачивает силу. Именно поэтому некоторые люди и проводят в затворничестве не один год, но это никак не сказывается на их последующей жизни. Итак, созерцание непостоянства не только побуждает нас к серьезной практике, но и наполняет ее новой силой.
Осознание неизбежности смерти и понимание, что время ее прихода неведомо, служит хорошим стимулом. Это как если бы друг постоянно напоминал нам: «Будь осмотрителен, прояви усердие — еще один день проходит».
Возможно, мы даже решим оставить дом и уйти в монастырь. Там мы получим новое имя и новые одежды. В монастыре у нас будет меньше повседневных забот. Мы должны будем пересмотреть свое отношение к жизни и устремиться к более высоким целям. Однако если в монастыре нас будут увлекать поверхностные мысли о сиюминутном: о вкусной еде, хорошей одежде, более комфортном жилье, приятных беседах, друзьях и знакомых; если мы и здесь станем наживать врагов, когда что-то будет нам не по нраву, станем ссориться и драться, то жизнь наша окажется ничуть не лучше той, что была у нас до прихода в монастырь. Скорее, она будет даже хуже. Помните, недостаточно отказаться от этих поверхностных мыслей и поступков из опасения дурно выглядеть в глазах друзей, которые тоже находятся на пути. Изменения должны произойти на внутреннем уровне. Это верно как для монахов и монахинь, так и для светских людей, занимающихся духовными практиками.
Возможно, нас убаюкало чувство постоянства, мы думаем, что умрем нескоро, и пока мы живы, нам нужны очень хорошая еда, одежда и приятное общение. Чтобы заполучить все те волшебные вещи, которые нас окружают, даже если обладание ими не имеет смысла с точки зрения долгосрочной перспективы, мы пускаемся на всевозможные ухищрения и совершаем самые необдуманные поступки — берем кредиты под высокие проценты, смотрим свысока на собственных друзей, затеваем судебные тяжбы. И все это лишь для того, чтобы получить больше, чем нам в действительности необходимо.
Когда мы посвящаем жизнь накоплению материальных благ, деньги становятся для нас важнее приобретения новых знаний. Даже занявшись духовными практиками, мы не можем полностью сосредоточиться. Если из книги выпадет страница, мы подумаем, а стоит ли наклоняться, но если упадет на землю денежная купюра, мы бросимся ее поднимать. Повстречав кого-то, кто посвятил жизнь духовному росту, мы можем восхититься его целеустремленности, но и только. Но если мы увидим человека в дорогих одеждах, кичащегося своим богатством, то исполнимся завистью и с все возрастающей привязанностью будем стремиться к обладанию такими же прекрасными вещами. Мы не остановимся ни перед чем, лишь бы достичь своей цели.
Когда мы целиком поглощены стремлением к материальным благам, наши омрачающие эмоции усиливаются, а это, в свою очередь, влечет за собой все новые дурные поступки. Эти негативные эмоции приносят одни неприятности, создавая неудобства для нас и окружающих. Даже если мы вкратце ознакомились с этапами пути к Просветлению, влечение к материальному благополучию и общению с множеством людей заставляет нас использовать полученные знания для того, чтобы устремляться к поверхностным ценностям этой жизни и с медитативной сосредоточенностью культивировать тягу к друзьям и ненависть к врагам, всеми возможными способами потакая своим омрачающим эмоциям. На этом этапе, если мы услышим о настоящей, благотворной практике, то подумаем: «Все это так, но…». Одно «но» следует за другим. Опыт существования в безначальной цепи перерождений приучил нас к омрачающим эмоциям, а теперь, в добавление к этому, мы делаем основой своей духовной практики поверхностные ценности. Это еще более ухудшает положение, заставляя нас отвергнуть то, что действительно может оказать нам помощь.
До тех пор пока нами движет подобное вожделение, мы не найдем покоя. Мы не сделаем счастливее других, и уж конечно не станем счастливее сами. По мере того, как мы все больше сосредоточиваемся на себе — «мое то, мое это», «мое тело, мое благополучие», любой, кто преградит нам путь, немедленно становится объектом нашего гнева. Мы дорожим «своими друзьями» и «своими родственниками», но они не могут помочь нам в рождении и смерти. Мы приходим в этот мир одни, и уйдем из него тоже одни. Если бы друг мог сопровождать нас в момент смерти, привязанность имела бы смысл. Но это не так. Если бы в момент рождения в совершенно незнакомом мире друг из прошлой жизни мог как-то помочь, об этом стоило бы задуматься. Но он ничего не может для нас сделать. Так почему же все годы между рождением и смертью мы упорно твердим «мой друг», «моя сестра», «мой брат»? Это упорство не приносит никакой пользы, а лишь порождает еще большее смятение, вожделение и ненависть.
Придавая слишком большое значение друзьям, мы тем самым уделяем и врагам больше внимания, чем они заслуживают. Когда мы рождаемся, мы никого не знаем и никто не знает нас. Несмотря на то, что все мы в равной мере хотим счастья и не желаем страдать, лица некоторых людей нам нравятся больше, о них мы думаем: «Это мои друзья». Лица других людей нам нравятся меньше, и о них мы думаем: «Это мои враги». Мы разделяем людей на «своих» и «чужих», настойчиво стремимся приблизиться к первым и культивируем неприязнь ко вторым. Приносит ли это пользу? Нет. Огромное количество энергии расходуется в заботах о самых поверхностных явлениях этой жизни. Глубина уступает банальности.
Если мы не занимались духовными практиками, и в день смерти вокруг соберутся плачущие друзья и другие люди, что были связаны с нами при жизни, из которых никто не напомнит нам о добродетельной практике, то это лишь усугубит тревогу, и нам некого будет винить, кроме себя. В чем же заключалась наша ошибка? В том, что мы не размышляли о непостоянстве.
|
|
| |